Жизнь моя неразрывно связана с видеоиграми, поэтому релиз каждой новой игровой консоли для меня сродни празднику. Я буквально начинаю считать дни до начала официальных продаж, с нетерпением поглядывая на календарь. А уж если речь идёт о продукции Nintendo – ожидание становится просто невыносимым. Слишком много тёплых воспоминаний из далёкого детства связано с играми этой японской компании. Про Nintendo Switch мы официально узнали лишь в октябре прошлого года, хотя слухи о ней витали в воздухе достаточно давно. 3 марта она, наконец, поступила в продажу и оказалась в моих руках. Спешу поделиться с вами впечатлениями от новой игровой консоли в своём развёрнутом обзоре.
Дела Nintendo в последние годы складывались не так, как бы этого хотелось руководству и акционерам компании. Несмотря на то, что в сегменте портативных консолей Nintendo 3DS удерживала лидерство и практически полностью вытеснила с рынка PlayStation Vita, стационарная приставка Nintendo Wii U, поступившая в продажу в 2012 году, оказалась не принятой разработчиками игр и не понятой некоторыми игроками. После невероятного успеха предыдущей консоли Nintendo Wii, вышедшей в 2006 году и разошедшейся сумасшедшим тиражом в 101 миллион коробок, у Wii U получилось заинтересовать всего 13,5 миллионов человек. Руководство компании всячески пыталось подстегнуть продажи приставки, выпуская невероятно качественные и увлекательные игры по лучшим франшизам Nintendo, но все уже начинали понимать, что Wii U обречена.
На этом неудачи Nintendo не закончились. В 2015 году после продолжительной болезни скончался президент компании – Сатору Ивата. Этот удивительный человек был не просто руководителем старейшей в мире компании, выпускающей игровые консоли и видеоигры, но и настоящим увлечённым геймером. В молодости он занимался разработкой программного обеспечения, приложив свою руку к таким хитам, как Balloon Flight, EarthBound и Kirby. На моей памяти это был единственный президент крупной игровой компании, который лично рассказывал своим пользователям о новых видеоиграх в цикле передач Nintendo Direct. Согласитесь, что сложно представить себе президента Sony или Microsoft, которые напрямую общались бы с геймерами, шутили и наряжались персонажами различных игровых серий. А вот Сатору Ивата был невероятно близок к игрокам, за что его все очень уважали и любили.
Смерть президента стала серьёзным ударом по Nintendo. Совет директоров оказался в затруднительном положении, но в итоге было решено назначить новым президентом компании Тацуми Кимисима. С 2002 по 2006 год Кимисима возглавлял североамериканское подразделение Nintendo, пока его сменил на этой должности Реджи Фис-Эме (тот самый, который «my body is ready»). Этот талантливый экономист начинал свою карьеру в банковской сфере, именно поэтому было решено передать ему бразды правления в столь непростой для компании период. Кимисима не стал терять времени и сразу принялся наводить в Nintendo порядки. В первую очередь он начал расширять присутствие компании на мобильном рынке. Эта инициатива была запущена ещё при Сатору Ивата, но именно при Кимисиме мы увидели такие игры, как Miitomo, Super Mario Run и Fire Emblem Heroes. Во-вторых, были начаты переговоры с крупными кинокомпаниями на тему экранизации ряда знаменитых игр Nintendo. И в-третьих, было принято непростое решение прекратить производство Nintendo Wii U и выпустить на смену ей совершенно новую игровую консоль, которой в итоге и оказалась Nintendo Switch.
После первого официального трейлера Nintendo Switch, который нам продемонстрировали осенью прошлого года, сразу стало понятно, что мы имеем дело с первой в истории игровой индустрии гибридной консолью. Вы можете играть в неё как при помощи телевизора, развалившись на любимом диване, так и по пути на работу, в школу или в университет. Сейчас я понимаю, что многие мои читатели весьма скептически относятся к подобному подходу, считая, что Nintendo попыталась заново изобрести обыкновенный планшет, коих сегодня навалом в любом магазине. Но следует понимать, что обычный планшет – это всего лишь планшет. Это не консоль в традиционном понимании. Во-первых, обычный планшет лишён физических кнопок, аналоговых рукояток и триггеров, и даже не пытайтесь сейчас противопоставить им всевозможные «китайские геймпады», которые подключаются к некоторым планшетам и смартфонам. Это совершенно разные вещи по множеству причин. Во-вторых, на обычном планшете вы не сможете поиграть вдвоём с приятелем в замечательные кооперативные игры, используя прилагающиеся к нему геймпады. Помимо разделения экрана, Nintendo Switch также умеет объединять несколько консолей в единую локальную сеть (до восьми устройств) даже без наличия поблизости Wi-Fi. Ну, и в-третьих, на каком ещё планшете вы сможете поиграть в легендарные серии вроде Mario Kart или The Legend of Zelda? Одно только это дорогого стоит. Ну как дорогого… Nintendo Switch на сегодняшний день стоит 22 490 рублей.
Когда курьер привёз мне коробку с консолью, я поразился её небольшому размеру. Всего 35 х 20 х 10 сантиметров. Что же может уместиться внутри столь крошечной коробочки? Пожалуй, это самая компактная упаковка за всю историю стационарных консолей Nintendo.
Оформлена коробка очень стильно. Признаюсь, мне очень нравится логотип консоли: белый на красном фоне, максимально лаконичный и узнаваемый. Яркие фотографии позволяют нам понять, что нас ждёт внутри, а заодно и демонстрируют то, как этой консолью можно пользоваться.
Под боковой крышкой мы видим инструкцию о том, как подзарядить Nintendo Switch. Вообще, по умолчанию консоль заряжена, так что вы можете вынуть её из коробки и сразу же включить. Но дизайнеры Nintendo решили на всякий случай подстраховаться, поэтому и создали этот короткий гид для начинающих.
Поднимаем верхнюю крышку коробки и сразу видим главную героиню обзора – Nintendo Switch. Рядом с ней упакованные в полиэтилен игровые контроллеры «джойконы» (Joy-Con).
Основная часть консоли действительно всем своим видом напоминает обыкновенный планшет. Ёмкостный сенсорный экран с диагональю 6,2 дюйма обрамлён довольно широкой рамкой. В нижней части этой рамки чуть левее центра вы можете видеть сенсор окружающего освещения, который регулирует яркость экрана в зависимости от того, где вы находитесь. В любой момент эту функцию можно отключить и отрегулировать яркость самостоятельно. Слева и справа от сенсора расположены отверстия динамиков, из которых до вас доносятся звуки и музыка игр.
Металлические крепления по краям консоли предназначены для того, чтобы крепить на них игровые контроллеры Joy-Con. За металлическими пластинами с каждой стороны спрятаны контакты для подзарядки геймпадов.
На нижней грани консоли из достопримечательностей можно увидеть разве что разъём USB Type-C для её подзарядки. А вот верхняя грань представляет куда больший интерес. Во-первых, здесь расположен порт для игровых картриджей, прикрытый резиновой крышечкой. Справа от него – 3,5-миллиметровый разъём для наушников. А ближе к центру мы видим вентиляционные отверстия, через которые проглядывает металлический радиатор. В самой правой части – кнопки включения/выключения консоли и «качелька» для регулирования громкости.
Корпус Nintendo Switch приятный на ощупь благодаря soft touch-пластику. Признаюсь, что не очень люблю этот материал, так как он отлично собирает отпечатки пальцев и пыль. Здесь вы можете видеть два дополнительных вентиляционных отверстия, а также ещё одну необычную штуку – выдвижную ножку для того, чтобы консоль можно было поставить вертикально и использовать её в качестве портативного телевизора для игры.
Подцепить эту ножку ногтем оказалось не так просто. Под ней спрятался разъём для карт памяти формата microSD. Производитель заверяет нас, что консоль поддерживает объём карт памяти до 2 терабайт, хотя вы ещё долгое время не найдёте таких в продаже. Зато задел на будущее довольно неплохой. Лично я сразу же заказал себе карту на 128 гигабайт, так что посмотрим, на сколько видеоигр мне её хватит. Выдвижная ножка довольно хлипкая на вид, и я очень боялся, что нечаянно её отломлю. Впрочем, в Nintendo предусмотрели этот момент, поэтому даже если вы чем-то зацепитесь за эту ножку и оторвёте её, не стоит расстраиваться и паниковать. Специальный механизм позволит вам вставить её обратно. Об этом я узнал из официальной инструкции к приставке.
Вот так консоль выглядит в вертикальном положении с выдвинутой ножкой. Несколько странно, что её разместили сбоку, а не по центру. Но, как говорится, чем богаты… На твёрдой поверхности приставка стоит довольно устойчиво. Этому способствует и тот факт, что край ножки прорезинен и не скользит, даже если вы поставите Switch на стеклянный кофейный столик.
Переходим ко второй важной составляющей Nintendo Switch, а именно – к её игровым контроллерам. Мне достался вариант консоли с серыми джойконами, но в продаже также есть комплекты с джойконами красного и голубого цветов. Здесь уже всё зависит от вашего вкуса. Вообще, в комплект со стационарными приставками Nintendo всегда вкладывался всего один геймпад, а второй чаще всего приходилось докупать дополнительно. На этот же раз дело обстоит несколько иначе: вы получаете сразу два небольших контроллера Joy-Con, которые можно использовать либо в кооперативном режиме с другом, держа их горизонтально, либо как один полноценный геймпад, повернув их вертикально. Контроллеры, как вы можете заметить по фотографии, очень похожи друг на друга, но всё же немного отличаются в деталях. Стоит сказать, что оба контроллера снабжены акселерометрами и гироскопами, что позволяет использовать их практически в любых motion-играх, подразумевающих движения руками, например, в Just Dance 2017.
Внутренняя поверхность контроллеров выглядит вот так. Именно при помощи этой пластиковой детали джойконы присоединяются к экрану Nintendo Switch. Здесь вы можете видеть круглую кнопку для синхронизации контроллера с приставкой, а также маленькие кнопки SR и SL, играющие роль триггеров в горизонтальном режиме. Здесь же притаились четыре квадратных светодиодных индикатора, по которым можно понять, какой по счёту контроллер находится в руках игрока. Горит один индикатор – значит это первый контроллер, два – значит второй, и так далее. Эта функция особенно удобна в том случае, когда играет большая компания друзей и приходится часто передавать контроллеры друг другу.
В верхней части джойконов расположены бампер L/R и триггер ZL/ZR. Кнопки бамперов лично мне показались очень узкими и неудобными. Размеры джойконов такие маленькие, что привыкнуть с ним с ходу получится не у всех. Я сейчас имею в виду обладателей крупных кистей и массивных пальцев. Но со временем к размеру контроллеров начинаешь привыкать.
Внимательно рассмотрим левый джойкон. В верхней его части вы наверняка заметили кнопку в форме «минуса». Так уж повелось, что в случае с последними консолями Nintendo они используют обозначение «плюс» и «минус» вместо «start» и «select», как это было принято у них раньше. Пугаться этого не следует. Чуть ниже расположена аналоговая рукоятка, которую также можно использовать как кнопку, вдавливая её внутрь. В центральной части контроллера мы видим четыре круглые кнопки направлений вместо традиционного D-Pad. Тоже не совсем то пальто, но понять этот ход можно. Ведь когда левый джойкон будет использоваться для кооперативной игры, чтобы не запутаться в управлении, игрок должен будет видеть четыре раздельные кнопки, а не крестовину. В самом низу расположена чёрная квадратная кнопка с круглым углублением в центре. Этой клавишей вы можете делать скриншоты в любимых играх, а затем публиковать их в социальных сетях Facebook и Twitter. Лично для меня эта кнопка просто незаменима, так как журналистам часто приходится самостоятельно делать скриншоты для своих обзоров. Ранее консоли Nintendo на такое были не способны, и я с нетерпением ждал, когда же они, наконец, реализуют эту функцию.
Правый джойкон отличается от левого наличием кнопки «плюс», четырьмя кнопками с обозначениями A, B, X, Y, а также альтернативным расположением аналоговой рукоятки. В данном случае она находится под четырьмя круглыми кнопками, а не над ними. Сделано это для того, чтобы при горизонтальном использовании джойкона игрок не потерялся в элементах управления. А так всё в порядке: и левый и правый джойкон, если взять их в руки горизонтально, предлагают примерно одинаковое расположение основных кнопок и рукояток. В нижней же части вместо кнопки для снятия скриншотов расположилась кнопка Home, которая вызывает главное меню консоли.
Правый контроллер обладает ещё одним важным отличием от левого. В него встроена вот такая инфракрасная камера, способная распознавать форму объектов и их движения. Если верить видео с официального сайта, то она способна определить, например, какую фигуру вы показываете рукой в игре «Камень, ножницы, бумага». Пока ещё я не встречал использования данной технологии в играх, но мне уже не терпится с ней ознакомиться. Надеюсь, что Nintendo не забудет об этой камере и будет активно использовать её в своих играх. Мне вообще нравится всё необычное и выходящее за привычные рамки.
На задней поверхности каждого джойкона находится вот такая круглая кнопка. В нажатом состоянии она позволяет снять геймпад с корпуса консоли или с любого другого устройства, о которых мы с вами поговорим чуть ниже.
Так как кнопки SL и SR очень маленькие и нажимать их пальцами не всегда удобно, в комплекте с джойконами идут вот такие съёмные панели с ремешками. Они позволяют ощутимо увеличить размер крошечных кнопок, а также закрепить контроллер на запястье в том случае, если игра подразумевает размахивание руками. Выронить джойкон в пылу виртуальных сражений с друзьями – проще простого, поэтому никогда не забывайте о технике безопасности.
И вот здесь меня ожидал первый серьёзный минус Nintendo Switch. Если надеть панель с ремешком на контроллер достаточно легко, то снять её – задача не из лёгких. И дело вовсе не в замочке, блокирующем съёмный механизм, а в том, что механизм этот почему-то требует приложения достаточно большого усилия, чтобы снять панельку. Гораздо большего, нежели чем при снятии геймпада с консоли. Да и круглая кнопка блокировки расположена крайне неудобно: когда нажимаешь её, невольно задеваешь другие элементы управления. Сразу хочу вас предупредить: внимательно смотрите на то, какой стороной вы надеваете панель на контроллер. На панельках специально нарисованы значки «плюса» и «минуса» (как на батарейках), чтобы вы не перепутали, какой стороной нужно их надевать. Если вы сделаете всё неправильно – снять панельку будет практически нереально. Интернет пестрит сообщениями возмущённых пользователей, надевших панельку на джойкон не той стороной и тщетно пытающихся её снять после этого. Насколько я понимаю, без отвёртки с этой задачей справиться крайне сложно. Поэтому будьте предельно внимательны! Вот краткая инструкция, как сделать всё правильно. Убедитесь, что на символы плюса или минуса в верхней части фронтальной поверхности контроллера и съёмной панельки совпадают. Надевать панель на контроллер нужно исключительно белой защёлкой и ремешком вниз (ни в коем случае – не вверх!). Если будете придерживаться этих двух простых правил – не придётся использовать отвёртку. Как инженеры Nintendo могли допустить такую детскую ошибку при проектировании аксессуара – я просто ума не приложу.
В комплекте с консолью идёт держатель Joy-Con Grip, на который вы можете надеть оба контроллера. Держатель выпускается в двух вариантах: со встроенным аккумулятором для подзарядки геймпадов и без него. В комплекте с приставкой, разумеется, идёт тот, который без аккумулятора. Второй же вариант вы можете приобрести в официальном онлайн-магазине Nintendo за 1999 рублей. Как мне кажется, держатель этот в собранном виде очень похож на голову смешного пёсика. И так кажется не мне одному. Посмотрите на иллюстрацию художника с ником Tsaoshin. Очаровательная собачка, не правда ли?
Несмотря на свою необычную форму, этот трансформер сидит в руках достаточно комфортно. Но если вам прямо хочется заполучить традиционный игровой контроллер для прохождения своих любимых игр, советую обратить внимание на геймпад Nintendo Switch Pro за 4499 рублей. Его у меня в распоряжении, к сожалению, нет. Но я покажу вам, как он выглядит, используя промоизображение с официального сайта. На корпусе этого Pro-контроллера, кстати, спрятано тайное послание к игрокам, гласящее: THX2ALLGAMEFANS («спасибо всем поклонникам игр»). Оно нанесено микроскопическим шрифтом на внутреннюю сторону обода вокруг правой аналоговой рукояти. Очень необычный и приятный шаг со стороны производителя.
Так консоль выглядит в полностью собранном виде. В руках устройство сидит достаточно удобно, и по первой поре мне было очень сложно поверить, что я держу полноценную игровую консоль, а не просто экран от неё, на который транслируется картинка откуда-то ещё, как это было в случае с Nintendo Wii U. Слишком уж тонкий корпус для того, чтобы вместить в себя железо, на котором без проблем запускаются игры уровня Mario Kart 8 и The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Но, как бы мой внутренний скептик ни выпучивал глаза и ни размахивал руками, против правды не попрёшь: перед нами самая мощная на сегодняшний день гибридная консоль с большим потенциалом. Теперь-то мне стало понятно, почему NVIDIA в прошлом году отказалась от выпуска своей Shield 2. Они просто решили продать разработанное железо компании Nintendo. Если рассуждать трезво: многие из вас купили бы мощную консоль, которая умеет лишь запускать «весёлые фермы» из магазина Google Play? И есть ли вообще смысл для NVIDIA лезть на совершенно новый для неё рынок портативных консолей после того, как первый Shield приобрели два с половиной человека? У Nintendo хотя бы есть многомиллионная армия поклонников, знаменитые франшизы, существующие десятки лет, есть фантазия и детский задор в глазах, в конце-то концов. У NVIDIA отлично получается делать железо, но ни в коем случае не видеоигры. Как говорится, пускай каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. И я считаю, что это правильно.
Перед вами док-станция, которая является посредником между консолью и телевизором. Выглядит она как небольшая прямоугольная коробка из матового пластика, на который нанесены логотип и название консоли. В нижнем левом углу расположен продолговатый светодиодный индикатор, сигнализирующий о том, что консоль подключена к телевизору. Для меня в этом режиме работы Nintendo Switch открылся очень серьёзный недостаток: к ней нельзя подключить проводные наушники, а беспроводные она почему-то не поддерживает. Чтобы воткнуть проводные наушники, нужен будет очень длинный провод от дивана до телевизора. В джойконах же встроенного порта для наушников нет. Можно, конечно, использовать дорогие беспроводные наушники с проводным трансмиттером, но такие есть далеко не у каждого.
Задняя крышка док-станции откидывается назад, обнажая перед нами внутренности «ящика Пандоры».
А внутри всё оказалось очень и очень просто. Мы видим HDMI-выход на телевизор, USB-порт спецификации 3.0, а также разъём для кабеля питания. Если верить специалистам сайта ifixit.com, внутри этой небольшой коробочки находится небольшая печатная плата с несколькими элементами. Среди них есть две CMOS-микросхемы с памятью 512 КБ и 2 МБ, конвертер для вывода картинки через HDMI-порт, контроллер USB 3.0 и некоторые другие чипы. Но в общем и целом док-станция собой ничего примечательного не представляет и является просто подставкой/зарядкой/способом вывода картинки на телевизор. Напомню, что некоторые эксперты предполагали, что внутри док-станции спрятано дополнительное железо, делающее Switch на порядок мощнее при подключении к телевизору.
В нижней части док-станции спрятан USB Type-C штекер, который приподнимается и втыкается в гнездо консоли, как только вы вставляете её в подставку. И вот здесь опять нужно быть предельно осторожным! Если верить жалобам от пользователей консоли Nintendo Switch, её экран, покрытый не стеклом, а прозрачным пластиком, очень легко поцарапать, просто вставляя её в док-станцию. Да, вот такая досадная промашка в плане выбора материалов. Получилось, что материал корпуса док-станции куда более жёсткий, чем пластик, защищающий экран. Внутрь док-станции встроены специальные направляющие, но они, как показывает практика, не всегда спасают поверхность экрана от неаккуратности пользователей. Хотелось бы подчеркнуть, что сам я с этой проблемой не сталкивался. Но на всякий случай советую всем быть предельно аккуратными с экраном консоли и док-станцией. Некоторые обладатели Switch решают проблему кардинально: просто спиливая переднюю часть док-станции. Консоль в этом случае по-прежнему заряжается и довольно устойчиво держится в вертикальном положении, но зато экран теперь не получится поцарапать при всём желании. Можно, конечно, обклеить док-станцию изнутри каким-нибудь тонким мягким материалом. Но подобные «костыли» не отменяют того факта, что производитель должен был предусмотреть эту проблему задолго до момента поступления приставки в продажу. Есть и самый простой способ избежать возникновения царапин на экране: наклеить на неё защитное стекло или на худой конец – плёнку. Но вот незадача: официальная защитная плёнка и чехол для переноски Nintendo Switch продаются отдельным комплектом за 1499 рублей.
Так консоль выглядит в режиме подключения к телевизору или в процессе зарядки. Док-станция обеспечивает доступ воздуха к корпусу Switch, чтобы та не перегревалась в моменты пиковой нагрузки. А она неизбежно будет греться, ведь размеры корпуса просто крошечные, а железу предстоит справляться с современными играми. Но не волнуйтесь, нагрев этот не очень сильный, так что вряд ли существует риск перегреть консоль до выхода её из строя. Напомню вам, что первоначальные характеристики встроенного железа были специально несколько урезаны, дабы избежать перегрева и сэкономить энергию в портативном режиме. В случае с портативными устройствами, как ни крути, но приходится идти на определённые компромиссы.
Уже отфотографировав док-станцию, в самый последний момент я наткнулся на ещё два USB-порта формата 2.0 на её боковой поверхности. Для чего они предназначены – пока сложно сказать. Для зарядки каких-то дополнительных аксессуаров? Вариант с внешним жёстким диском сразу отпадает, так как память для хранения игр в портативной консоли должна быть внутренняя. В общем, время покажет, для чего нам эти дополнительные порты.
В комплекте с консолью поставляется зарядное устройство с кабелем формата USB Type-C, которое можно воткнуть в док-станцию или же прямиком в консоль, например, если вы хотите подзарядить её в гостях. Но если задуматься, то сразу стоит приобрести себе хороший внешний аккумулятор для подобных случаев. Благо сегодня в любом магазине электроники вам предложат широчайший выбор таких устройств. Вообще, меня несколько напрягает расположение порта для зарядки на нижней стороне консоли. Вот поставили вы её перед собой на стол, выдвинув ножку, но заряжать параллельно с игрой её не получится, так как USB-порт расположен снизу и к нему никак не подобраться. Конечно, можно взять её в руки и держать на весу, но тогда как играть вдвоём с приятелем? Ещё одно противоречивое решение японских инженеров.
В комплекте также идёт стандартный HDMI-кабель для подключения док-станции к вашему телевизору. Учитывая, что у меня таких кабелей скопилась целая куча, я даже не стал распаковывать его и убрал обратно в коробку до лучших времён.
Ещё в коробке с консолью я обнаружил инструкцию по эксплуатации, которая, что немаловажно, содержит в себе раздел на русском языке. Очень приятно, что Nintendo начала очень серьёзно относиться к российским геймерам и даже переводить свои важнейшие игровые франшизы на русский язык. За довольно короткое время с момента открытия российского филиала компании была проделана по-настоящему впечатляющая работа.
Вот взгляните хотя бы на эту коробку с игрой The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Надпись «На русском языке!» в нижней части обложки вселяет в меня невероятную радость. Не потому, что я, наконец, смогу поиграть в новую «Зельду» на русском. Вовсе нет, я прекрасно читаю по-английски. Я искренне радуюсь за тех людей, кто иностранных языков не знает от слова «вообще». Ведь они смогут познакомиться с великой (не побоюсь этого слова!) серией приключенческих игр на своём родном языке. И это просто замечательно! Вот правда.
Компания Nintendo уже давно не вкладывает инструкций в коробки со своими играми, предоставляя пользователям возможность прочесть документацию в онлайне. Так японцы не только экономят на производстве, но и вносят свой вклад в защиту природы.
Картриджи Nintendo Switch очень маленькие и своими размерами напоминают традиционные SD-карты. Что самое интересное: кому-то из западных журналистов пришло в голову лизнуть картридж, а тот оказался на вкус невероятно горьким. Как выяснилось позднее, Nintendo специально покрывают картриджи тонким слоем специального раствора, делающего пластик отвратительным на вкус. Делается это для того, чтобы маленькие дети не засовывали картриджи себе в рот и не могли ими подавиться. Весьма умно, надо отметить. И да, если вам интересно, то я не удержался и тоже попробовал свой картридж на вкус. Вкус действительно оказался просто отвратительным!
Если сравнивать Nintendo Switch с контроллером предыдущей консоли Wii U, разница сразу бросается в глаза. Несмотря на то, что диагональ дисплея осталась неизменной и равна 6,2 дюйма, в остальном два устройства отличаются достаточно сильно. Вы только посмотрите на разную толщину этих двух устройств. Switch почти в три раза тоньше предшественника! Стоит ли говорить, что контроллер Wii U – это всего лишь экран, на который выводится картинка с основной приставки, а Switch – это и экран, и консоль в одном корпусе? Лично мне кажется, что консоль Wii U – была переходной формой от стационара к полной мобильности. С помощью её геймпада вы могли играть, не используя телевизор и даже находясь в соседней от консоли комнате. С выходом же Nintendo Switch появилась возможность окончательно избавиться от привязки к стационарному железу и взять игру с собой куда угодно.
Теперь несколько слов о технических характеристиках новой консоли. Я уже рассказывал вам об этом не так давно, но всё же повторюсь. Центральным процессором Nintendo Switch является модифицированный 64-битный SoC-процессор Tegra X1 с четырьмя ядрами ARM Cortex A57 (на снимке процессор выделен красным цветом), изготовленный по 20-нанометровому техническому процессу и в моменты пиковой нагрузки потребляющий всего 16 Вт. Процессор снабжён активной системой охлаждения, двумя мегабайтами L2-кеша и работает на частоте 1020 МГц. Графическая система, встроенная в SoC, основана на втором поколении архитектуры Maxwell и содержит 256 графических ядер CUDA. GPU способен работать в трёх режимах: с частотой 307,2 МГц, 384 МГц и 768 МГц. Максимальная частота GPU доступна исключительно во время работы консоли в стационарном режиме, когда она установлена в док-станцию. В портативном же режиме графическая система Nintendo Switch способна работать только на двух пониженных частотах (выбор частоты остаётся за разработчиком конкретной игры). Консоль снабжена 4 ГБ LPDDR4 оперативной памяти (на снимке чипы памяти выделены оранжевым цветом), которая также работает в двух режимах. В портативном режиме она функционирует на частоте 1331,2 МГц, а в стационарном — способна разгоняться до 1600 МГц (но только если того требует конкретная игра). Отдельной видеопамяти у консоли нет, и GPU отбирает необходимый ему объём из общего пула. Новая архитектура процессора закономерно влечёт за собой отказ Nintendo от обратной совместимости с играми для Wii и Wii U, ведь предыдущие консоли работали на RISC-архитектуре PowerPC. Теперь запустить старые игры на Switch можно будет исключительно портируя их под новое железо.
В консоль также встроены 32 ГБ eMMC NAND-памяти для хранения данных, около 6 ГБ из которой занимает операционная система. Как вы уже догадываетесь: 26 ГБ для хранения видеоигр вам вряд ли хватит надолго. И после приобретения консоли сразу же встаёт вопрос о покупке дополнительной microSD-карты объёмом хотя бы 128 ГБ (карты на 256 ГБ тоже продаются, но стоят они на сегодняшний день неприлично дорого). Учитывая, что цифровые копии некоторых игр для Switch (например, Dragon Quest Heroes I-II, уже вышедшая в Японии) будут весить по 32 ГБ и больше – вы можете представить себе масштаб трагедии. Выпустить консоль, на которую вы не сможете установить цифровую копию игры, пока не купите карту памяти – очень странное решение. Благо в случае с играми на картриджах – внутренняя память вам понадобится лишь для хранения файлов-сохранений. Кстати, ещё один минус: вы никак не можете извлечь сохранения своих игр из памяти консоли. В Nintendo уже подтвердили это официально. Если ваша консоль сгорит или вы потеряете её во время путешествия, придётся начинать проходить все свои игры заново. Никаких вам облачных хранилищ или скидывания «сохранёнок» на карту памяти, как это умеют консоли семейства PlayStation. Но есть и хорошие новости! Nintendo, наконец-то, отказалась от региональной защиты своих игр, и теперь вы можете запускать на своей консоли картриджи и цифровые копии, которые приобрели где угодно: хоть в США, хоть в Японии. Ранее консоли компании запускали исключительно игры родного региона.
Немаловажным будет упомянуть тот факт, что Nintendo Switch снабжена самым ёмким в истории японской компании аккумулятором. Его ёмкость составляет 4310 mAh, чего вполне хватит для того, чтобы консоль проработала в портативном режиме от 3 до 6 часов в зависимости от того, насколько требовательна к железу конкретная игра. Новая The Legend of Zelda, например, съедает заряд примерно за 3 часа, и это просто отличный результат, учитывая, насколько игра красива и технически продвинута. Единственное, что меня смущает: самостоятельно вы этот аккумулятор вряд ли сможете заменить на новый. Nintendo предлагает при возникновении такой необходимости обратиться в ближайший сервисный центр компании (в России таковой расположен в Москве), где вам заменят батарею на новую по гарантии. Напомню, что в предыдущей консоли Wii U аккумулятор можно было поменять на более ёмкий своими собственными руками.
Но особенно сильно производитель гордится новым поколением тактильной обратной связи контроллеров Joy-Con, получившей название HD Rumble. Технология генерации вибраций игровыми контроллерами, как правило, делится на два типа. Первый – это Eccentric Rotating Mass (ERM), которым долгие годы снабжались геймпады консолей PlayStation. Механизм этот представляет собой моторчик, к оси которого прикручен асимметричный грузик. Вращая грузик, мы получаем вибрацию. Существует и вторая технология – Linear Resonant Actuator (LRA), работающая на основе крошечного грузика на пружине и магнитов. Магниты гоняют грузик туда-сюда вдоль оси, создавая вибрации разной силы и частоты. Этот способ обеспечивает более точные толчки, удары, различные формы вибраций, да и в плане потребления энергии куда менее затратен, что для портативной консоли только плюс. Если верить производителю консоли, то HD Rumble обеспечивает невероятные тактильные ощущения во время игр. Я эту технологию уже успел оценить лично и хочу отметить, что да, вибрация стала более отчётливой и научилась передавать вашим рукам даже крайне малозаметные тактильные воздействия на персонажа в виртуальном мире. Но я бы не назвал это «революцией». Приятно – да. Но этой технологии ещё определённо есть куда расти. Кстати, в джойконах Nintendo Switch, если верить всё тем же специалистам ifixit.com, используются LRA-модули, подобные тем, что установлены в контроллерах Oculus Touch, HTC Vive Controller и Steam Controller.
Теперь поговорим о программной стороне вопроса. Что касается интерфейса, здесь придраться к Nintendo Switch практически невозможно. Всё очень понятно, доступно и лаконично. В меню просто невозможно заблудиться, да и работает оно в разы быстрее, чем в той же Wii U. Главное меню выглядит, как набор обложек установленных игр, которые вы можете пролистывать по горизонтали. Нижний ряд иконок открывает вам доступ к различным служебным и информационным функциям, например, к новостной ленте компании Nintendo, альбому скриншотов, магазину цифровых копий игр, настройкам системы и так далее. В верхнем левом углу красуется ваша физиономия, нажав на которую вы попадаете в меню настройки профиля и добавления друзей (друзей, как и раньше можно добавлять с помощью специальных кодов через Интернет или же локально, когда ваши консоли контактируют между собой на близком расстоянии). В верхней правой части экрана – отображение количества оставшегося заряда батареи, часы и индикатор уровня сигнала беспроводной сети, к которой подключена консоль.
Что же касается Wi-Fi, здесь у меня тоже есть претензии. В моей квартире стоят два роутера, так вот, к одному из них консоль сначала подцепилась, а затем напрочь отказалась с ним сотрудничать, несмотря на то, что он стоял практически рядом с ней. С вторым роутером приставку всё же удалось подружить, но и там я ни разу не видел 100%-го сигнала, даже когда усаживался вплотную к роутеру. Один мой коллега также отметил очень слабую Wi-Fi-антенну, встроенную в Switch. Если всё же это программная проблема, то очень надеюсь, что Nintendo с ней справится. Что же касается жалоб на периодически теряющие связь джойконы – с этим мне столкнуться не довелось. Всё пока работает как часы.
Зато очень порадовали меня графические инструкции, которые помогают пользователям освоиться со своей новенькой консолью. В форме шутливых текстов и смешных картинок нам объясняют, куда нужно воткнуть microSD-карту или что не стоит вставлять консоль с выдвинутой ножкой в док-станцию (этот испуганный кот на иллюстрации – просто неподражаем!). Персонажи Nintendo в этих инструкциях подключают Switch к телевизору и настраивают её, после чего всей компанией играют в разные игры. В общем, очень приятный и жизнерадостный подход японцев к созданию скучных, как правило, технических документов.
Всё это и многое другое, например информацию о нововведениях новой прошивки или проведении открытого бета-тестирования будущих игр, можно прочесть в разделе «Новости». Он регулярно обновляется, так что не забывайте заглядывать в него время от времени.
Ещё одна проблема поджидала меня в момент выхода из игр, где геймпады использовались в горизонтальном режиме. Эту проблему запросто можно списать на сырость прошивки консоли, так как починить её, вероятнее всего, будет можно малой кровью. Когда вы играете с приятелем в некоторые игры, держа джойконы в руках горизонтально, а затем по какой-то причине выходите в основное меню, контроллеры не знают, продолжите ли вы играть дальше в эту игру или же планируете заняться чем-либо ещё. Из-за этого они продолжают работать в горизонтальном режиме, когда стрелка «вверх» является стрелкой «влево». Нужно войти в специальный раздел меню и руками переключить контроллеры в вертикальный режим. На мой взгляд, это не очень удобно и надо с этим что-то делать. Поначалу я где-то минуту не понимал, что происходит и как вернуть всё обратно. Представляю, какая паника приключится с человеком от игровых консолей бесконечно далёкого.
Приставка позволяет вам настроить различные параметры под ваши личные предпочтения. Например, вы можете отрегулировать яркость экрана, активировать трёхэтапную разблокировку экрана (на тот случай, чтобы она не включилась в рюкзаке от случайного нажатия на кнопку), создать своего виртуального аватара Mii, выбрать тему для рабочего стола (пока доступны лишь чёрная и белая), настроить уведомления, откалибровать геймпады и многое, многое другое. Вы также можете активировать родительский контроль, чтобы контролировать время, проводимое вашими детьми за играми.
Запуск любой консоли сопряжён с определёнными техническими проблемами. Без этого не обходится ни одна платформа. Исключений из правил не бывает. В случае с Nintendo Switch некоторые пользователи тоже столкнулись с рядом трудностей: у кого-то железо глючило и приставка выдавала оранжевый «экран смерти», а у кого-то охлаждающий кулер процессора слишком громко свистел. Все эти случаи единичны и попадают под гарантию производителя, так что дефектные консоли тут же заменяются на новые без лишних вопросов. Есть ещё случаи, когда на экране Switch встречаются битые пиксели, а вот с этим дело обстоит несколько сложнее. Наличие небольшого количества битых пикселей – не является гарантийным случаем, и об этом вам скажет практически любой производитель телевизоров или мониторов. Но лично я, да и все мои друзья, которые также приобрели себе Switch, ни с одной из перечисленных выше проблем не столкнулись. Поэтому к минусам их отнести я просто не могу. Заводской брак – явление рядовое, и от него не застрахован ни один крупный производитель сложной электроники.
На днях подоспели первые отчёты о стартовых продажах Nintendo Switch в Стране восходящего Солнца. Итак, в Японии только за первый день (3 марта) было продано 330 637 консолей. Кроме того, 186 379 человек купили новую The Legend of Zelda. Для сравнения: в 2006 году 371 936 японцев приобрели Nintendo Wii и только 139 000 из них купили себе The Legend of Zelda: Twilight Princess для этой консоли. Что же касается старта продаж в остальных странах, то информация по ним, как обычно, появится гораздо позже (так оперативно работают только японские аналитики). Но многие крупные торговые сети уже распродали весь тираж консоли и ждут пополнение запасов от Nintendo. В России же японская компания организовала в честь начала продаж Switch мероприятие с возможностью ознакомиться с играми и пощупать новую консоль перед покупкой, с очаровательными девушками-косплеерами, а также с памятными подарками для посетителей. Порой мне становится бесконечно грустно от того, что в нашей стране сложилась крайне однобокая ситуация в игровой индустрии: российские геймеры в подавляющем большинстве гонятся за производительностью железа и графикой, напрочь забывая, что не только это является основой замечательных игр. Именно поэтому среди россиян в первую очередь ценятся топовые ПК и консоли PlayStation 4. А перед Nintendo стоит непростая задача: заинтересовать игрока своими необычными, добрыми, волшебными играми. Задача практически непосильная, но я очень хочу верить в то, что у них в результате всё получится. Не зря же во всём остальном мире их игры сметают с полок миллионами. И только российский геймер воротит от Nintendo нос, считая, что это что-то «для детей», а он лучше пойдёт играть в настоящие «взрослые игры». Массовое заблуждение, не иначе. Во всех играх и в каждой игровой платформе есть что-то хорошее, поэтому нельзя ограничивать себя чем-то одним.
Стартовая игровая линейка Nintendo Switch за исключением Зельды выглядит очень слабой, а первый по-настоящему привлекательный эксклюзив (Splatoon 2) появится только летом этого года. До тех же пор нам предстоит довольствоваться инди-играми и портами проектов с Wii U. Ближе к новогодним праздникам нам обещают Mario Odyssey, которая наверняка продастся миллионными тиражами. Но до тех пор придётся потуже затянуть пояс. Из привлекательных проектов стартовой линейки я отметил для себя разве что необычную кооперативную головоломку Snipperclips, нового Super Bomberman R, да японскую RPG под названием I Am Setsuna (обо всех этих играх я обязательно вам расскажу в отдельных обзорах). Остальные игры меня вообще не заинтересовали. Для меня также является загадкой, почему-то производитель не вложил в коробку с консолью ни одной игры для ознакомления с возможностями нового железа. Ведь в комплекте с Nintendo Wii шёл диск с Wii Sports, а вместе с Wii U поставлялась игра Nintendo Land. В коробке со Switch вы не найдёте ничего подобного. Даже сборник мини-игр 1-2 Switch придётся покупать отдельно за 2999 рублей. Это несколько расстраивает и обескураживает. Вообще, новый президент компании обещал нам, что между выпуском крупных игр для новой консоли не будет таких огромных «окон», как это было в случае с Nintendo Wii U. Что ж, будем надеяться, что он не лукавил в своём интервью и для Switch действительно будут регулярно выходить хитовые игры. Лично мне кажется, что выпусти Nintendo в ближайшие пару лет новые части таких серий, как Animal Crossing, Pokémon, Monster Hunter, Shin Megami Tensei, Fire Emblem, Luigi’s Mansion, Pikmin – и приставку будут сметать с полок магазинов. А на старте продаж для этого оказалось достаточно и новой The Legend of Zelda.
Плюсы:
- Впервые была полностью стёрта грань между игрой дома и за его пределами.
- Можно пройти игру The Legend of Zelda: Breath of the Wild в любимом баре.
- Невероятная простота подключения консоли к телевизору и её настройки.
- Можно играть с другом на одной консоли в режиме разделённого экрана.
- Наличие сразу двух встроенных геймпадов, работающих в разных режимах.
- Возможность объединить до восьми консолей в беспроводную локальную сеть.
- Вы можете установить Switch на любую поверхность благодаря выдвижной ножке.
- Наконец-то я дождался от Nintendo возможности делать скриншоты в играх.
- Весьма оригинальная защита картриджей с играми от маленьких детей.
- Технология HD Rumble улучшает восприятие тактильной обратной связи.
- Очень изящный интерфейс и быстрая работа системных меню консоли.
- Игры для Nintendo Switch лишились региональной защиты.
Минусы:
- Если отбросить новую Zelda, то стартовая линейка игр совершенно не впечатляет.
- Съёмные панели джойконов очень тугие и заклинивают, если надеть их неправильно.
- Экран консоли царапается о корпус док-станции. Придётся купить защитную плёнку.
- Малый объём встроенной памяти. Придётся приобрести карту памяти.
- В комплекте с Nintendo Switch нет ни одной игры. Придётся купить игру.
- Никакой вам обратной совместимости. Придётся купить Wii U.
- Отсутствие поддержки беспроводных наушников и гарнитур.
- Не самое удачное расположение разъёма для зарядки.
Nintendo Switch получилась очень противоречивой консолью. Сразу ощущается тот факт, что во главе японской компании встал человек из мира финансов. Чувствуется, что производитель старался экономить на всём, на чём только мог, лишь бы сделать ценник на консоль максимально привлекательным для массового потребителя. И действительно, как ни крути, но придётся раскошелиться на защитную плёнку для экрана, чехол для транспортировки, держатель контроллеров со встроенным аккумулятором, карту памяти и хотя бы один картридж, иначе играть будет элементарно не во что. С другой же стороны, мы получили первую в истории игровой индустрии полноценную гибридную консоль, способную по нашему желанию быть стационарной приставкой или хендхелдом. Переключение из стационарного режима в портативный происходит практически мгновенно, и я довольно долго не мог поверить в то, что держу в своих руках полноценную игру серии The Legend of Zelda, да ещё и настолько замечательную. У консоли Nintendo Switch определённо есть огромный потенциал. Но теперь судьба платформы будет зависеть от того, насколько активно сама Nintendo и сторонние разработчики будут поддерживать её новым контентом. Ведь грош цена консоли без интересных и разнообразных игр. Ошибаться японцам сейчас никак нельзя, ведь Wii U провалилась именно по этой самой причине. В случае же со Switch ею заинтересовались практически все крупные игровые издательства, включая Activision, Bethesda, Electronic Arts, Sega, Square Enix, Take-Two и Ubisoft. А это уже говорит о том, что скучно нам с вами точно не будет. Каков же мой финальный вердикт по этой консоли? Поклонникам Nintendo нужно бежать в магазин и покупать Switch прямо сейчас, не раздумывая. Любителям кооперативных игр в компании друзей – тоже можно смело рекомендовать приставку. Для тех, у кого нет времени играть дома, Switch станет настоящим подарком, ведь проходить любимые игры теперь можно будет в метро, в такси, во время обеденного перерыва, в процессе авиаперелётов, да и вообще где и когда угодно. А вот людям сомневающимся или тем, кого пока не устраивает скудная стартовая линейка игр Nintendo Switch, я бы порекомендовал немного подождать. Думаю, что к концу текущего года ситуация с поддержкой консоли прояснится. Тем не менее мой личный прогноз таков: у Nintendo в этот раз обязательно всё получится.